Во многих норвежских семьях канун Рождества, Сочельник отмечается праздничным столом, который мы привыкли называть «шведским». Правда, ни шведы, ни норвежцы об этом нашем наименовании и не подозревают. Они привыкли к шведскому термину «смёргасборд», буквально «бутербродный стол», что тоже не совсем точно, потому что подают в таких случаях далеко не одни только бутерброды. В Норвегии этот жанр называют также koldtbord, что можно перевести как «холодные закуски», хотя никто уже давно не придерживается строго этого ограничения, предлагая также и горячие блюда.
Среди традиционных норвежских закусок всегда много разной рыбы, прежде всего маринованной и копченой. Некоторые популярные рецепты в этом жанре требуют времени и усилий. Скажем, селедочное филе сначала маринуют несколько часов в оливковом масле с лавровым листом, гвоздикой, перцем и ягодами можжевельника, а затем подают под оригинальным соусом — клюквенное пюре с хреном на красном вине и лимонном соке. Любители яблок слегка припускают их, посыпав корицей, и едят с той же маринованой селедкой, но под перечно-медовым соусом.
Горячий креветочный соус (rekesaus) на сливках с измельченным укропом неизменно дополняет классическое блюдо норвежской кухни — рыбный мусс (fiskepudding), который готовят обычно из трески; хорош этот соус и с рыбой, приготовленной на пару. Едва ли не самый известный свой сыр под названием Jarlsberg (с большими круглыми дырками и характерным сладковато-ореховым вкусом) изобретательные норвежцы тоже широко используют и дома на кухне, и в ресторанной кулинарии — например, натирают его в пармезановом стиле и посыпают треску перед запеканием.
Иногда рыбу предварительно покрывают кружочками помидора, получается еще вкуснее. Мясная закусочная тема обычно представлена вяленым мясом, по-норвежски spekemat. Хотя этот продукт известен за пределами страны гораздо меньше, чем та же семга, вяленое мясо всегда было очень важной частью повседневного рациона населения, особенно в тех местах, где другого способа сделать какие-то запасы еды просто не было.
В наши дни очень тонко нарезанное вяленое мясо принято есть с яичницей и хрустящими ячменно-пшеничными или ячменноржаными крекерами. А неизменные для норвежского стола фрикадельки получаются такими вкусными оттого, что делают их из комбинированного фарша — говядина и баранина, да еще и нутряного сала туда положено добавить.
Однако едва ли не основным рождественским блюдом можно считать рисовый пудинг — и это притом что рис в Скандинавии не растет по природно-климатическим причинам, и его необычайная популярность у северных народов не совсем понятна. Довольно часто рисовым пудингом семейное рождественское меню и ограничивается.
Ничего особо сложного в этом блюде нет. Сначала рис заливают водой и ставят на средний огонь; как только вода закипает, добавляют молоко, немного сливочного масла и палочку корицы, в этот же момент можно и посолить. Накрывать крышкой кастрюлю нельзя, а вот помешивать время от времени нужно, пока эта рисовая каша не загустеет, — это примерно полчаса.
Теперь надо извлечь палочку корицы и добавить щепотку молотого мускатного ореха, немного натертой лимонной цедры и ванили или ванильного сахара, все хорошенько перемешать. Готовый пудинг раскладывают по тарелкам, после чего каждую порцию поливают топленым маслом и посыпают сахарной пудрой, смешанной с молотой корицей. Уже из этого перечня ингредиентов понятно, что праздничный рисовый пудинг получается исключительно ароматным; его узнаваемый запах для многих и есть верный знак Рождества.
Очень важно также не забыть бросить в кастрюлю миндальный орешек; тот счастливчик, который обнаружит его в своей порции пудинга, получит почетное право раздавать рождественские подарки. За праздничным столом норвежцы пьют самые разные напитки: в официальной обстановке — положенное по этикету шампанское, а у себя дома — привычное пиво, различные вариации на тему глинтвейна и свой фирменный крепкий алкоголь — аквавит: холодно все-таки, зима на дворе.
Сами норвежцы называют свой согревающий 40-градусный напиток akevitt и часто настаивают его на тмине да еще и в дубовых бочках выдерживают, что придает конечному продукту оригинальный ванильный привкус. Зато пьют они свою национальную гордость совсем как мы — очень холодной из маленьких стопок.
Анатолий Гендин
Источник: TTG Russia