08.01.2010
Христианские рождественские традиции в Норвегии
Христианские рождественские традиции в Норвегии тесно переплетаются с языческим обычаем празднования зимнего солнцестояния. По данным опроса, проведенного центром "Synovate", более 400 тыс жителей страны, как и прежде, варят в канун рождества особую кашу и выставляют ее на крыльцо. По легенде, чем вкуснее лакомство, тем легче заманить к себе в дом Юлениссе - норвежского Деда Мороза.
Дело в том, что со временем импортированный в XIX веке европейский Святой Николай, или Санта-Клаус, в Норвегии сменил имя на Святого Нильса и позже превратился в Ниссе. Довольно быстро это имя срослось по смыслу со словом "ниссе", обозначающим древнескандинавского гнома или домового. И с этого момента старые традиции окончательно перемешались с новыми.
По многочисленным поверьям, ниссе приглядывали за имуществом и оберегали детей. Но если их рассердить, то они начинали строить козни. Чтобы задобрить домовых, крестьяне ставили в коровниках небольшую миску с кашей - считалось, что тогда они станут присматривать за скотом, и удой будет хорошим. Зачастую, если животное заболевало или его воровали, то, не в последнюю очередь, обвиняли хозяйку, кулинарные навыки которой ставили под сомнение.
"В сознании жителей Норвегии кашу невозможно отделить от гномов, - передает слова директора Информационного центра о пользе молока Иду Берг Хауге Норвежское телеграфное бюро. - Кроме того, мы стараемся сохранить традиции, которые передают настроение рождества. Приготовление каши и выставление ее на улицу - это таинство, которое создает атмосферу радости для детей и взрослых".
Как показало исследование, обычаю следуют до 25 проц современных норвежцев, живущих в деревнях, особенно в северных губерниях, и до 10 проц горожан. Самое низкое число суеверных отмечено в Осло: 90 проц жителей столицы говорят, что никогда не делали ничего подобного. В то же время 34 проц опрошенных сказали, что в праздники кашу едят сами. В рождество она, как правило, готовится из риса или из обычной сметаны и муки с добавлением сахара, корицы, орехов и яблок. Рецепт варьируется в зависимости от региона и в отдельных частях страны напоминает сочиво.
Тем не менее каша не единственное традиционное лакомство на норвежском рождественском столе. Иностранца может удивить обилие пива, выпиваемого норвежцами в день рождения Христа. Этот обычай также уходит корнями в глубокую древность. В зимний солнцеворот викинги восхваляли бога плодородия Фрейра и пили в больших количествах хмельной "юль". Отсюда, вероятно, и пошло название языческого торжества - "Йоль", которое, в свою очередь, распространилось и на христианское рождество в Скандинавии.
В наши дни в Дании, Норвегии и Швеции этот праздник известен как "Юль", в Исландии и на Фарерских островах - "Ёль", и как "Йоулу" - в Финляндии. Стоит также отметить, что покровителем Йоля у скандинавов был сам верховный бог Один. Как раз у него, судя по описаниям, и была длинная седая борода, а своим воинам в честь праздника он раздавал орехи и изюм.
В Норвегии, стране лесов и высоких гор, обрывистых скал и незамерзающих водопадов, глубоко врезающихся в сушу фьордов и множества озер и рек, как и в других скандинавских странах, Рождество начинают ждать за месяц — вернее, за четыре недели до его наступления, свято соблюдая старинные обычаи.
Это время называют адвентом — от латинского adventus, приход, пришествие. Началом адвента считается первое воскресенье после дня святого Андрея — 30 ноября.
Первое упоминание об адвенте мы находим в 524 году, когда синод в Лериде запретил заключение брака и празднование свадеб в период от начала адвента до праздника Богоявления. Церковь считает, что в этот период верующие должны духовно готовиться к Рождению Христа и Его явлению в наш мир.
|